Регистрация   Вход   Форум  Пользователи    Сайт    Поиск

Список форумов » Консультации » Священник




 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Taina
 Заголовок сообщения: Понятие толерантности
 Сообщение Добавлено: 09 ноя 2014, 01:17 
Не в сети
Эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 ноя 2010, 01:48
Сообщения: 1913
Откуда: Там де Ятрань круто в'ється ...
Благодарил (а): 893 раз.
Поблагодарили: 482 раз.
Медали: 2
Родила на форуме (2)
Мне понравилось. Делюсь

Цитата:
Понятие толерантности.

Понятие толерантности, в современном обществе многогранно. Сегодня здесь было озвучено множество мнений относительно этого понятия, но я как клирик Русской православной Церкви хотел бы поговорить с вами о толерантности религиозной.

Толерантность (от лат. toleratia терпение) – веротерпимость, уважение чужого мнения. В русском языке для выражения этих понятий есть более подходящее слово «терпимость», которое предполагает не только признание возможности альтернативного мнения, но и наличие своего.

В последнее время благозвучным термином толерантность часто вуалируют такие пороки, как беспринципность, религиозную индифферентность, безразличие ко злу и греху, равнодушие, попустительство, конформизм.

Дело в том, что толерантность в смысле «терпимость» – это «новояз», новое слово, которое на Западе и у нас стало использоваться в этом смысле недавно (пару десятков лет). Однако уже более 200 лет «толерантность» используется как медицинский термин и обозначает оно, согласно Википедии, «состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена». Иначе говоря, толерантность в медицине – это отсутствие иммунитета, неспособность к сопротивлению инфекции.

Чтобы смысл слова стал еще более понятным, следует сказать, что антонимом медицинского термина «толерантность» является не агрессивность, а резистентность. Резистентность от лат. «resistentia» – сопротивление, противодействие; синоним сопротивляемость. Это – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов. Соответственно, толерантность – снижение способности защищаться от «различных повреждающих факторов».

Этимология – вещь серьезная. Люди, которые ввели этот термин, не были дураками. Перенося обозначение медицинского термина на другое поле, в сферу убеждений, нельзя не перенести и скрытого смыслового акцента. А акцент тут состоит в том, что толерантность – это именно отсутствие резистентности. В сфере идей это означает запрет иметь какие-либо убеждения. Не смей проявлять резистентность (сделать замечание) растлителю. Скажешь, например, что по канонам христианской церкви «пьяницы и мужеложцы Царства Божия не наследуют», все начнут возмущаться твоей нетолерантностью, навесят ярлык «фашиста». Наличие любых убеждений, прежде всего, означает именно резистентность, наличие твердого стержня, устойчивого, негибкого мировоззренческого ядра. Человек, имеющий убеждения, нетолерантен по определению.

Этимология слова «терпимость» совсем другая. Я набил шишку на ноге. Я терплю боль. Но компресс все-таки прикладываю. Я терпим к шишке. То есть, я не готов отрезать ногу, чтобы шишка не болела. Но я к ней не толерантен. Не толерантен потому, что я прикладываю компресс, чтобы шишка поскорее исчезла. Терпимость в сфере убеждений означает другое. Я считаю убеждения какого-то человека ошибочными, даже неприятными. Но я их терплю ради этого человека. Терпят всегда ради чего-то. Шишку на ноге терпят ради ноги, которую жалко отрезать. Но терпимость не предполагает отсутствие сопротивления. Терплю, но лечу. Человека терплю, а с его убеждениями спорю. Христианство говорит об этом так: «Люби грешника, ненавидь грех».

Упрёки в недостатке толерантности раздаются, главным образом, в адрес религий. И отчасти это справедливо. Ведь любая религия претендует на владение абсолютной Истиной, придающей жизни смысл и определяющей нравственные законы. Следовательно, всякая религия – по самой своей природе – ограничивает толерантность к инакомыслию.

Главный концептуальный «механизм» светской толерантности – признание относительности любых идеалов. Для одного гомосексуализм – нормальное явление, другой не видит ничего плохого в законодательном разрешении лёгких наркотиков, третий – в легализации публичных домов. Можно глумиться над чужими святынями, оправдывая этим художественный поиск, можно перевирать историю, потому что ничего святого нет. Человек в праве исповедовать вакхабизм, ленинизм, сатанизм… Все религии одинаково нужны (или не нужны). И если ты веришь не в это, а к примеру, в Христа, то ты – маргинал. Никаких абсолютных Истин! – и только это абсолютно. У каждого своя правда… И попробуй возрази! Так толерантность превращается в идола.

«Религия толерантности» явление не менее тревожное, чем религиозный фундаментализм, поскольку она точно так же исключает из категории «терпимых» всех, кто её не разделяет.

Оказывается, не только религии могут входить в противоречие с ценностями, нормами и стереотипами светского общества. Но и светская культура способна ущемлять религиозные культуры, заставляя их отступать от жизненно важных канонов и норм. Причём сегодня это делается не под флагом воинствующего атеизма или скептицизма, а именно под флагом толерантности.

Один из ведущих современных мыслителей С.Г.Кара-Мурза приводит яркий пример подобной диктатуры толерантности – нашумевшее издание в США «политически правильной Библии». В результате радикальной «толерантизации» из Библии были «вычищены следы чего бы то ни было, что может вызывать раздражение любой социальной группы». Так, например, выброшено указание на то, что Христа распяли иудеи. Экая мелочь! Не раздражать же из-за неё финансовых магнатов. Чтобы не обидеть феминисток, подчистили анкету Саваофа – он теперь не Бог-отец, а «Бог-отец-мать». «Отче наш!» отменяется. Даже слово Господь как синоним Бога устранено – да здравствует демократия, никаких господ!»

Но не спешите смеяться над свихнувшимися на политкорректности американцами.

Пример манипуляции массовым сознанием являет и созданный (при поддержке Фонда Сороса) российский Институт толерантности. Представьте, в условиях объявленного им конкурса «Экспедиция толерантности» на о. Соловки, призванного «заинтересовать и активно вовлечь молодёжь в социально-ориентированные проекты, повысить её информированность в сфере демократических преобразований, в частности, в отношении распространения ценностей толерантности… и работы по сохранению исторической памяти», я не обнаружил ни одного (амнезия?!) упоминания слов «православный», «священник», «монах» и т.д. Об архипелаге, знаменитом своим монастырём (основанным ещё в XV веке), и ставшим в ХХ столетии Голгофой православного священства, местом захоронения тысяч новомучеников, сказано: «Памятник уникального духовного противостояния тоталитаризму».

«Не бойтесь Соловков, – говорил некогда Михаил Нестеров. – Там Христос близко». Чего же так боятся нынешние борцы за толерантность? И как бы в атмосфере такой «свободы» не задохнуться – ни нам самим, ни исторической правде.

Не уверен, можно ли однозначно согласиться с утверждением, что «толерантность учит и заставляет человека становиться безнравственным. Равнодушие, которое нам внушают в виде терпимости, есть отказ от человеколюбия, отказ от добра в пользу зла. Ибо между добром и злом нет компромиссного пространства, где возможно одновременное присутствие того и другого…» Но, это правда, во все века для православных россиян равнодушие и безразличие к чужому горю, чужой судьбе считалось грехом.

Уже более двух тысяч лет христианство являет человечеству модель взаимоотношений, основанную на терпении как необходимом условии спасения. Воссоздание в настоящее время системы православного религиозного образования является основанием для преодоления возможных форм нетерпимости и социальной напряженности в обществе

А в учительской среде настойчиво внедряется тезис: «Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива».

Может, не стоит изобретать велосипед и придумывать уроки толерантности? Ведь все мы – и атеисты, и буддисты, и баптисты – живём в культуре, плоды которой известны. На огромной территории сложилось разноплемённое государство, в котором больше тысячи лет не без сложностей, но всё же уживались разные народы. Под кровом этой цивилизации, а часто благодаря ей, они смогли сохранить свои верования, традиции, свои культуры. Потому что в основе этой цивилизации лежало православное исповедание Христа, Бога Любви. Всё, что мы так любим и ценим, чем так гордимся – литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура – и всё, что создаёт своеобразие национального характера – открытость, душевность, милосердие, потребность в сопереживании – всё имеет корни в культуре, фундаментом которой является Православие. Можно не исповедовать это веру, но как не любить её плоды?

Каков же выход? Не поддаваться попыткам манипуляции нашим сознанием, волей, верой (когда кто-то требует от нас проявить толерантность, надо, как минимум, поинтересоваться, что при этом имеется в виду). И хранить основы родной культуры, несмотря ни на что, в основе всё-таки – православной.


Вернуться к началу 
 Профиль Отправить личное сообщение
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
 [ 1 сообщение ] 

Список форумов » Консультации » Священник


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Мобильная версия форума